Профориентационная работа
ПРОЕКТОРИЯМОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ
Значение правильного выбора профессии
Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание - одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, или под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».
Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным профессиям, но и к самым простым, рядовым. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач - подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы.
Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Так, по скорости реакции, осознания информации и принятия решений разброс показателей в большой группе людей достигает 3–4 раз. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.
Мы выбираем и нас выбирают. Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Отступает халтура, меньше становится нытиков и жуликов. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Чтобы правильно выбрать свою будущую профессию вам надо найти "золотую середину" по формуле "ХОЧУ-МОГУ-НАДО". Ваша задача найти такую профессию, которая бы отвечала всем трём требованиям.ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Сделать правильный выбор - значит, найти профессию, которая соответствует:
1.Твоим интересам и склонностям
«ХОЧУ»
Это все, что ты выполняешь в школе и во внеурочное время с интересом, желанием,по собственной инициативе.Если от выбранного дела ты получишь удовлетворение, то охотнее и эффективнее будешь трудиться и быстрее станешь профессионалом. Твои шансы найти высокооплачиваемую и престижную работу возрастут.
2.Возможностям и способностям
«МОГУ»
Это деятельность, которая тебе по силам, отвечает уровню твоих знаний, умений, навыков, состоянию здоровья.
Есть дела, в которых ты не можешь добиться высоких результатов, а есть такие, которые ты выполняешь с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних.
3.Спросу на рынке труда
«НАДО»
Необходимо учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица - не самое лучшее начало профессиональной карьеры.
Что нужно знать при выборе учебного заведении
В озможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
· Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
· По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
· Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
· Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
· Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
· Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
· Какова продолжительность обучения?
· Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
· Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
· Адрес учебного заведения и его полное название?
ОШИБКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1. Отсутствие самостоятельности в принятии решения
Подумай, действительно ли это твой собственный выбор? Возможно, он сделан под давлением родителей, которые, не считаясь с твоими склонностями, руководствуются исключительно практическими аргументами. А может, ты выбираешь дело жизни «за компанию» со своим другом или подругой?
2. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей, неумение соотнести их с требованиями профессии
Мечтать можно о любой профессии, но выбирать следует ту, которая «по плечу». Может, ты не учел свои личностно-психологические особенности и автоматически перенес интерес к школьному предмету на будущую профессию?
Но ведь одно дело - любить математику, другое - работать бухгалтером.
3. Игнорирование фактора
конкурентоспособности профессии на рынке труда
Опрометчиво делать выбор, не имея четкой информации о профессии и руководствуясь лишь ее кажущейся привлекательностью. Можно выбрать престижную профессию, годиться этим. Но оказаться без работы. А можно чем-то поступиться, пойти на компромисс, зато твой труд будет востребован, ибо в нем есть необходимость.
ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ ПОМОГУТ СЛЕДУЮЩИЕ Интернет- ресурсы:
https://моябудущаяпрофессия.рф/
ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ВЫБОРОМ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ПОМОГУТ СЛЕДУЮЩИЕ Интернет- ресурсы:
https://krasnodar.postupi.online/vuzi/vuzgos-da/
https://vuz.edunetwork.ru/23/20/
https://krasnodar.vuzlist.com/dod/2020
http://www.znanie.info/_publications/VuzRoss_2020/
https://propostuplenie.ru/article/rejting-tekhnicheskih-vuzov-rossii/
С емь шагов к взвешенному решению
1. Составить список
подходящих профессий
которые Вам нравятся, интересны; по которым Вы хотели бы работать и которые Вам
подходят.
2. Составить перечень
требований к выбираемой профессии
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности и цели;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость
каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть
менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое
соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования
самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества,
отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности,
состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и
проанализировать результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по
всем пунктам.
6. Проверить результаты.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с
друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные
практические шаги к успеху.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы
сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе
профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по
данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
УВАЖАЕМЫЕ, РОДИТЕЛИ!
Вашему ребенку нужна поддержка педагога-психолога при выборе профессии, если:
· профессии, которые ребенок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом
· ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии
· сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе
· выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями
· ребенок нередко принимает решения под влиянием своих друзей
· хотя бы один из родителей был безработным более пяти месяцев.
Пять шагов психологической поддержки
вашего взрослеющего ребёнка
при выборе профессии
1)В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решит сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете, приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным.
2)Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают: престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то, любопытство.
3)Ваш долг помочь ребенку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
4)Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее.
5)Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор вовремя.
Дорогие родители, помните, что нельзя относиться к выбору профессии как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!