ОРКСЭ
О преподавании ОРКСЭ и ОПКОпыт работы по реализации курса ОРКСЭ
Совместная работа с родителями в целях воспитания духовно-нравственной личности
Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья и Отечество, Бог и вера, любовь и милосердие, свобода и справедливость, честь и достоинство, образование и труд, красота и гармония.
Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо создать определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличают честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей.
В наш безумный, злой, бездушный век очень важно уже начиная с первого года обучения в школе воспитывать детей на традициях и ценностях той страны, в которой мы родились. Родители заняты добыванием денег на хлеб насущный. Дети практически остались наедине с собой. Поэтому и стали возможны походы в храм не с целью очистить душу, духовно укрепиться, а для того чтобы осквернить, унизить чувства верующих. Участились случаи суицида среди подростков. И многие не видят в этом ничего плохого, да и просто не обращают внимания. Если и дальше будет так продолжаться, трудно сказать, к чему это приведёт. В младшем школьном возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с родным для него человеком.
Поэтому так необходимо, начиная с младшего школьного возраста, знакомить детей с основами религиозных традиций, культурой народов России и общечеловеческими ценностями. Это поможет не только расширить кругозор школьника, но и воспитать порядочного, честного и достойного гражданина.
Подготовительная работа с родителями включает в себя различные формы, например, собеседование или родительское собрание. Их задача – создать установку на сотрудничество. Предполагаемыми результатами в таком случае будут мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных итогах усвоения содержания курса их детьми. И начинать такую работу нужно, по моему мнению, с родительского собрания.
Привлечение родителей к такой форме сотрудничества предполагает:
-создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной программы, а также предполагаемого результата;
-активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
-углубление и расширение личностно ориентированного компонента за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
На этом собрании важно провести анкетирование родителей с целью выявления наличия элементов духовно-нравственного воспитания в семье.
В случае нашей школы, в ходе работы с родителями были выявлены проблемы недостаточного понимания определенной частью родительской общественности целей введения данного курса, взаимосвязи его с общей системой воспитательной работы.
Поэтому вторым шагом стала организация работы постоянно действующего лектория по вопросам духовно-нравственного просвещения. В рамках лектория нужно проводить встречи с родителями, педагогами, настоятелями церкви. Желательно, чтобы с разъяснениями выступал именно тот педагог, который в дальнейшем будет преподавать курс детям. Обсуждение должно проходить в доброжелательной обстановке, предоставляющей родителям возможность задать все интересующие их вопросы и получить необходимые ответы. Можно предложить родителям встретиться с теми родителями, у которых уже вёлся этот курс, и услышать их мнение.
По мнению большинства опрошенных родителей, преподавание курса способствует развитию духовно-нравственного воспитания школьников. Родители отнесли к положительному фактору воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, взаимоуважение, взаимовыручка.
При этом нужно провести индивидуальные беседы с теми родителями, которые против преподавания этого предмета, и постараться убедить их.
Третий шаг – это организация открытых уроков, внеклассных мероприятий по данной тематике, в числе которых немаловажную роль играют совместные экскурсии в музеи, храмы, памятные места.
И только после этого можно предложить родителям написать заявление о согласии на изучение детьми данного курса. Всё-таки, нужно помнить, что родители должны самостоятельно и добровольно принять решение, а заставлять родителей мы не имеем права.
Следующий шаг – привлечь родителей к активной работе. Чем могут помочь родители? Они могут помочь детям составить рассказ, написать эссе, сделать подборку иллюстративного материала, творческо-исследовательскую работу, организовать экскурсию, а также принять участие в итоговом мероприятии.
Члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечают в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям, и других интересных чертах семейного уклада. Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить и родители, и дети.
Мы живём на Кубани. У казачьего края интересная история со своими традициями, устоями и православной верой. Можно организовать клуб «Казачья семья» , члены которого будут рассказывать о семейных традициях казачьей семьи, а также делиться впечатлениями об интересных прочитанных книгах о кубанской истории.
Можно пригласить родителей на открытые уроки и внеклассные мероприятия. Когда родители увидят результат своих усилий, они не останутся равнодушными, а дети почувствуют, что они не одиноки, что родители их поддерживают и понимают.
Советы родителям.
Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому предмету как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель.
Новый предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Её задача – создание условий для духовно-нравственного развития школьника.
Воспитание учащихся в школе будет осуществляться на уроках, в творческой деятельности, во внеурочной деятельности. В воспитании ребёнка, особенно в нравственном воспитании, обращённом непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители.
Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.
Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец – ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы.
Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, своя собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.
Уделите время ребёнку. В выходные дни прочтите пройденный за неделю урок. Наверняка у вас будет что добавить к их содержанию. Задайте ребёнку несколько вопросов. Пусть он видит, что это важно для вас. Говорите и вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.
Совет 3. Хорошее средство воспитания ребёнка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Диалог – это доброжелательное, содержательно наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата.Для диалога между родителями и детьми есть все неоходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического общения в семье: ребёнок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими педагогическими правилами.
Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребёнку дополнительные вопросы. Иногда соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребёнка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с вашим умным ребёнком.
Если простая игра складывается, пробуйте её усложнить. Не жалейте сил и времени для вашего ребёнка, учитесь вместе с ним.
Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием вашего ребёнка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Разработчики предмета сделали всё, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей.
Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ваш ребёнок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется ко злу.
Если это происходит с вашим ребёнком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. Обратитесь за консультацией к школьному психологу. Вместе выясните причину и устраните её.
Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитывает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.
Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им же и завершается. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Ребёнок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.
Своего ребёнка, особенно, если он мал, Вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия.
Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое – убивать. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.
О том, как сохранить физическое здоровье, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье?
Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.
Нравственный человек ведёт безопасный для окружающих и для себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе.
Новый предмет открывает перед родителями возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. Только совместно с родителями мы сможем сохранить и преумножить эти традиции. Ведь главное наше достояние – это наши дети. Какими мы их сегодня воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми. Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны.